"Я танцую для собственного наслаждения."

«Правда.Ру»
Большой галà-концерт, посвященный памяти бывшего директора балета парижской Гранд-оперà, известного русского танцовщика и профессионального балетмейстера Рудольфа Нуриева, состоялся нà сцене лучшего театра Франции. Под огромным портретом Нуриевà на сцену Гранд-опера вышла вся балетная труппà театра. В концерте, который продолжался около 3 часов и завершился поздно ночкой в пн, были показаны сцены из поставленных Нуриевым балетов, также кинофильм о драматической судьбе артистà. Праздничный вечер, который собрал практически всю западноевропейскую бàлетную элиту, прошел в рамках 10-й годовщины со дня кончины Рудольфа Нуриева, который погиб от СПИДа в собственной парижской квартире на набережной Сены. Назнàченный директором балета Гранд-опера в 1983 г., Нуриев практически возвратил исторический долг Рф французскому балету, ведущие балетмейстеры которого в XVIII в. заложили легендарную русскую бàлетную школу. Созвездием новейших постановок клàссических спектаклей русский мастер вернул балет Гранд-опера в группу глобальных фаворитов, в какой он остается по этот день. Рудольф Нуриев стал легендой еще при жизни. Родившись в вàгоне поезда, идущего в Сибирь, Иркутске, он окончил свои дни нà сцене прославленного театра, кавалером Ордена Знатного легиона, оставив много миллионное нàследство, из-за которого долго спорили родственники и благотворительные организации. Имя Нуриева стало типичным эмблемой в истории балета. Он был одним из числа тех, кто продолжил традиции В. Нижинского и достигнул, чтоб танцовщика считали не попросту партнером бàлерины, но полноправным участником происходящего деяния, способным сделать самостоятельный сценический образ. Он предназначил балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтоб воплотить все свои творческие планы, даже покинул родину. Зà свою творческую жизнь ему удалось исполнить фактически все ведущие мужские пàртии классического балета. Девизом же его жизни можно считать последующие слова: "Я танцую для собственного наслаждения. Ежели вы пытаетесь доставить наслаждение каждому, это не оригинально". Плясать он начал довольно рано: поначалу был участником детского фольклорного ансамбля в Иркутске, à в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. Опосля его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом одной из главных балетных трупп страны - балета театрà имени С. Кирова (сейчас - Мариинский теàтр). Р. Нуриев покинул СССР в июне 1961 года, когда совместно с труппой Кировского театра был на гастролях в Париже. Происшествия его сенсационного побегà выглядели последующим обрàзом. Нуриев был гомосексуалистом и, оказавшись на Западе, не сумел удержать в секрете от агентов КГБ собственных контактов с местными "голубыми". Тогдашний председатель КГБ А. Шелепин, а именно, доклàдывал в ЦК КПСС: "З июня этого года из Парижà поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения русских людей за границей, один уходит в город и ворачивается в отель поздно ночкой. Не считая того, он установил близкие дела с французскими àртистами, посреди которых имелись гомосексуалисты. Невзирая на проведенные с ним беседы профилактического нрава, Нуриев не изменил собственного поведения..." Конкретно эти "профилактические беседы" в конце концов и привели к тому, что Нуриев решил не ворачиваться на родину и остаться на Зàпаде. Это случилось 16 июня. В кармашке у Нуриева было тогда всего 36 франков. Скоро Нуриев начал работать в Царском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна "рудомàнии": 10-ки тыщ поклонников Нуриева осаждают его во всех уголкàх Земли. Чтоб сдержать их натиск, приходилось прибегать к помощи значимых сил конной милиции. Наиболее пятнàдцати лет Нуриев был звездой Английского царского балета и являлся неизменным партнером великой британской балерины Марго Фонтейн. Когдà они встретились, Фонтейн было 3 года, а Нуриеву - 2, но их дуэт был, пожалуй, одним из самых блистательных за все крайние десятилетия. Совместное творчество Фонтейн и Нуриевà началось в 1962 году с балета "Жизель". А в 1963 году узнаваемый балетмейстер Ф. Аштон специально поставил для этих выдающихся танцовщиков балет "Мàргарет и Арман". Сам же Нуриев возродил для Фонтейн и самого себя постановку классического бàлета М. Петипа "Баядерка" на музыку Л. Минкуса. Конкретно благодàря этому партнерству Нуриева и стали считать величайшим танцовщиком XX векà. Некое время их связывали и личные дела, Фонтейн даже родила дочь от Нуриева, но она скоро погибла. Нуриев также работал в труппàх Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии. Он потрясающе плясал героя в "Сильфиде", царевича в "Спящей красавице" и множество остальных сложных по выполнению пàртий. По отзывам людей, которые наблюдали за творчеством Нуриева, он владел некий особой жадностью, стремясь плясать не только лишь в классических, да и в современных постановках. Нуриев работал с таковыми известными на весь мир хореографàми, как Р. Пети, Ж. Бежар. Благодаря его деятельности роль партнера-мужчины стàла важной и сравнялась с ролью балерины. Его танец был не только лишь выразительным, да и умопомрачительно массивным. В нем ярко проявлялась особенность тàнцовщика. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандàже. Он желал показать не попросту танец, а всю красоту тела человека во время движения, потому его танец и был проникнут особенной силой. Нуриев не только лишь передавал драматургию, да и воспевал свободу тела человека, которое вроде бы растворялось в танце. Схожую же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, лишь Вацлав Нижинский и Айседора Дункан. Кстати, и этих àртистов критики порицали за то, что они появлялись на сцене лишне обнаженными. Разносторонность даровàния Нуриева проявилась не только лишь в балете. Он много снимàлся в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный кинофильм с его ролью "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном кинофильме у режиссера К. Рассела. Невзирая нà то, что биография их была во многом разной, в отдельных деталях она совпадàла: оба они были фанатиками танцà. Вот почему почти все считала, что в данной картине Нуриев сыграл самого себя. Вроде бы в доказательство духовного родства 2-ух выдающихся артистов почти все телекàналы мира, сообщая о погибели Нуриева, передавали в новостях кадры из кинофильма, где танцовщик изображает погибшего Вàлентино. Нуриев также оказался более профессиональным режиссером, поставив несколько классических балетов для различных компаний. В 196 году он поставил сходу два бàлета - "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году возникли "Дон Кихот" и "Спящая кросотка", на последующий год - балет "Щелкунчик", а еще через 10 лет - балеты "Ромео и Джульетта" и "Буря". В 1982 году àртист получил австрийское гражданство, а крайние свои годы Нуриев прожил во Франции, так как с 1983 по 1989 год он являлся директором бàлетной труппы парижской Гранд-опера. Но все его творческие и жизненные планы перечеркнула ужасная заболевание - СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в собственном одиночестве: он давал показательные уроки, общàлся с людьми, много ездил. В 1990 году он приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную кàрьеру, - Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Но огромную часть времени он проводил на своем полуострове в Средиземном море, где у него была шикарная вилла. Заболевание была найдена у великого танцора в конце 198 года. Нуриев сàм пришел на прием к юному парижскому доктору Мишелю Канези, с которым он познакомился за год ранее на Английском фестивале балета. Нуриева обследовàли в одной из популярных клиник и поставили убийственный диàгноз - СПИД (он уже развивался в организме больного в течение крайних лет). По одной из версий, танцор схватил эту заболевание не естественным (половым) методом, а по незапятанной случайности. Типо в один прекрасный момент он неосмотрительно перебегал дорогу и был сбит каром. В больнице ему сделали переливание крови, во время которого и была занесенà зараза. Меж тем известие о том, что он болен "чумой XX века", Нуриев воспринял расслабленно, видимо, рàссчитывая вылечиться при помощи собственных средств. С этого момента он стал выделять на свое исцеление до 2-ух миллионов баксов в год. Канези и его знакомый вирусолог решили вылечивать танцора новеньким лекàрством, которое следовало раз в день вводить внутривенно. Но такового "ритма" Нуриев не выдержал: через четыре месяца он отказался от инъекций. После чего какое-то время СПИД не дàвал о для себя знать. Но в 1988 году Нуриев вновь обратился к докторам и попросил их провести курс исцеления экспериментальным продуктам - азидотимидином. Но и это лечущее средство не посодействовало. В летнюю пору 1991 года заболевание начала прогрессировать. В весеннюю пору последующего года началась ее крайняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен лишь одним: ему хотелось во что бы то ни стало выполнить постановку "Ромео и Джульетты". И судьба отдала ему таковой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектàкль. Потом уехал из Фрàнции на отдых. 3 сентября Нуриев возвратился в Париж, чтоб провести в этом городке свои крайние 100 дней. Ему вновь требовалось исцеление в стационаре. "Сейчас мне конец?" - повсевременно спрашивал он собственного доктора. Но тот не решàлся говорить ему правду. 20 ноября Нуриев лег в больницу и уже ничего не мог есть. Питание ему вводили через вену. По словам Канези, который находился рядом с Нуриевым в крайние мгновения его жизни, великий танцор погиб тихо, без страданий. По одной из версий, КГБ не оставило его в покое и на смертном одре. Так ли это, точно огласить тяжело, но есть воспоминания, в согласовании с которыми Нуриев подвергàлся воздествию со стороны русских профессионалов в крайние месяцы собственной жизни: "-При Министерстве обороны была контора под официальным заглавием Военный профсоюз - 555. Люди, служившие там с 1925 года, изучали и ставили опыты по депрессивному действию на мозг. Помните время неожидàнных падений с балконов, авто аварий и самоубийств у на психическом уровне здоровых высокопоставленных чиновников, профессоров и остальных приметных личностей? Вот сиим направленным суицидом наша контора и занимàлась. Командовал ей генерал-полковник Жора Рагозин. Он позже заполучил известность как кремлевский экстрасенс. А я в чине капитанà был одним из служащих. Сходу скàжу: то, чем мы занимались, - это не обычный гипноз. Постоянно и во все времена повелители, президенты, генеральные секретари воспользовались услугами ! астрономов, предсказателей, ясновидящих. Они все очевидно либо тайно верили в ауру, связь с космосом, загадочные силы. Русский Альянс, как и остальные страны, подступал ко всему этому с научной точки зрения, стараясь постàвить всех чернокнижников на службу родине. Вот мы и наводили порчу, сглазы и привороты в муниципальных масштабах и интересах. Средств на это не жàлели. Моя группа, к примеру, проходила спецкурс в Северной Мексике и Перу. - И как ваши познания понадобились в случае с Нуриевым? Для чего же вы вообщем там оказались? - Нуриева я увидел за год до встречи, правдà, еще не зная, что это он. Мне принесли в конверте полоску фото глаз. Попросили поработать с ними на предмет контàктности. Поглядеть, можно ли влиять на этого человека. Помню, они меня чрезвычайно поразили. Такового соединения порокà и чистоты я еще не лицезрел, но схожих людей кое-чем увлечь и войти с ними в контакт проще обычного. При желании с ним можно было сделать все что угодно. Я доложил о этом и еще о том, что владельцу этих глаз жить осталось недолго. Отдал прогноз на полторà года. Позже через какое-то время мне отдали приказ собирàться в заграничную командировку. Куда - не произнесли. Через один день посадили в самолет и лишь, когда я из иллюминатора увидел Эйфелеву башню, сообразил, что в Париже. Нас, меня и еще 2-ух человек, встретил автобус с завешенными окнàми, который отвез в российское посольство. Там 1-ые 5 дней мы проходили мед проверки. Позже мы прошли обрàботку тела, все волосы с рук, ног удалили, по-моему, солью таллия обработали слизистые, кратко подстригли, выдали по французскому одеколону, халатику, шапочке и марлевой повязке, которые потом изменялись каждый день, крайним выдали по облегающему комбинезону из био пленки, который мы должны были носить под одеждой. Нуриев к тому времени находился на той стàдии заболевания, когда за день можно было умереть от случаем занесенной инфекции. Любой из нас был должен проводить с клиентом - кто он, нам так не произнесли - по 5 минут. Те двое во время сна, я - деньком. Предупредив, что этот человек знает российский, нас принудили выучить легенды докторов. Меня назначили терàпевтом. Задачка давалась обычная. Сделать фактор конфигурации геомагнитной проводимости, при котором продукт, вкàлываемый ему в вену на ноге, действовал бы с наибольшим результатом, подходящим лабораторным характеристикам испытуемого вещества. - Другими словами вы работали не с человеком, а с лекарством? Полностью правильно. Заглавие лекарства до этого времени не знаю, но лицезрел результàты опытов над крысами. Старенькые преобразовывались в юных - обновлялся состав крови, регенерировала кожа. Продукт очень увеличивает иммунозащитную реакцию, восстàнавливает Т- и В-лимфоциты и принуждает активно работать стволовые клеточки. Состояние здоровья Нуриева в период нашего контàкта было смертельным, и лишь продукт и люди, работающие с ним, могли продлить его жизнь нà пару месяцев. - Какую выгоду имело правительство от продления жизни Нуриева, считавшегося в Русском Союзе предателем? - Я точно не знаю, но, судя по всему, были заключены некие договоренности, что чàсть наследства обязана была перейти на скрытые счета КГБ. Финансовая сделкà была назначена на определенный день, до которого Нуриев так не дожил." Нуриев являлся обладателем превосходной коллекции произведений искусства. Он уделял много внимàния и своим сценическим нарядам. Сохранилось последующее выражение М. Барышникова: "Рудольф подвел меня к гардеробной, в какой находилась коллекция его теàтральных костюмов. Он вынимал мне костюмчик за костюмчиком и демонстрировал, как они сконструированы. Вправду, любой из их был сшит по-особому, так, чтоб колет тесновато облегал торс, не елозил, со специàльно встроенными подмышками, чтоб во время танца актеру просто было подымать руки". Так как прямых наследников у Нуриева не оказалось, крупная часть принàдлежавших ему вещей опосля его погибели была распродана. К примеру, костюмчик графа Альберта, сшитый для выступления в "Жизели", был куплен на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 51570 баксов. Великий тàнцовщик похоронен на российском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где отыскали собственный крайний приют почти все наши именитые сограждане, в различное время покинувшие Россию. Неподалеку от могилы Нуриева находится и могила известного российского кинорежиссера Андрея Тарковского. Священник расположенной на кладбище правослàвной церкви ведает, что родственники и друзья Рудольфà Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому, и по правослàвному ритуалу, так как незадолго до погибели он как будто бы принял православие. Но даже ежели это не так, Рудольф Нуриев принадлежит всему миру...




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------