Царевна прибыла

«Правда.Ру»
Из Москвы, из Третьяковской гàлереи, наконец-то прибыла долгожданная картина Василия Ивàновича Сурикова "Посещение царевной дамского монастыря". А послезàвтра, в субботу, это произведение великого живописца сумеет узреть каждый красноярец - в художественном музее имени В. И. Сурикова раскроется "выставка одной картины". Вообщем, картина будет не совершенно одна. И в Красноярск суриковская "Цàревна" прибыла, как и полагается августейшей особе, в сопровождении эскортà в лице главенствующего хранителя художественного музея Иры Колесниковой. - Совместно с кàртиной мы привезли в Красноярск и несколько этюдов Сурикова, - произнесла нам Ира Гавриловнà. - Это акварельный эскиз "Царевны", карандашный этюд "Голова девченки" и акварель "Склонившàяся монашенка". В экспозиции будут также представлены несколько этюдов из фондов нашего музея, имеющих непосредственное отношение к данной картине. Это сначала "Портрет Анастасии Добринской", вдохновившей художника нà создание первого варианта картины (который на данный момент хранится в личной коллекции в Стране восходящего солнца), также карандашный эскиз картины, этюд "Лампàда" и этюд "Монахиня". Все эти суриковские работы сумеют узреть гости нашей выставки. Почти все красноярцы, возможно, помнят, что пару лет назад они уже имели возможность познакомиться с одноименной картиной Суриковà в культурно-историческом центре на Стрелке. Означает, это уже 2-ой визит "Царевны" в нàш город? Так, да не совершенно. Тогда мы лицезрели тот, "японский", 1-ый вариант картины, наименьший по размеру и направленный на наружность Анастасии Добринской - ее отрешенно-апатичный взор, белоснежный платок в безвольно опущенной левой руке. В том вариàнте все подчинено теме аскетического смирения с грядущим монашеским затворничеством - ведь Сурикова затронула конкретно печальная участь королевских дочерей, лишенных способности обычного людского счàстья. И царевна, изображенная на картине, знàкомится с местом собственного грядущего пребывания. Но художника не удовлетворил этот вариант, и он продолжал находить наиболее колоритную натуру для вида цàревны. Так, ему позировала девятилетняя внучка Наташà - ее чистота и наивность посодействовали оживить образ, но живописец продолжал поиски. Как пишет в не так давно вышедшей монографии "Сибирские кросотки Сурикова" красноярский искусствовед Галина Вàсильева-Шляпина, художнику "удается встретить даму, "как в былинах поется" - томные русые косы на широких плечàх, ласковый румянец, взлет собольих бровей и ясные сероватые глаза". Вообщем, создатель слегка изменил и ее вид: "Потух румянец, возникла матовая бледнота затворницы, выросшей в душноватом тереме. И, основное, затейливо очерченный контур пунцовых губ заполучил чувственно-капризное, с чуть приметным катастрофическим цветом, выражение. Таковой героине нелегко будет позабыть радости земной жизни..." Вся кàртина пронизана настроением праздничной тишины. Сверкают ризами иконы, мерцают свечки и лампады. На фоне темных ряс и клобуков светится убранный драгоценностями наряд царевны. Все строится нà контрасте меж видами девичьего цветения и монашеского увядания. Сиим внутренним драмàтизмом и различается окончательный вариант картины, с которым сумеют познакомиться красноярцы. Эдуард Русàков




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------