Папильоточный шлягер

Время Новостей Online
В расчудесной и познавательной книжке "Российский костюмчик и быт XVIII--XIX веков" консультанта открывшейся в ГТГ выставки "Дело в шапке" Раисы Кирсàновой приводится рассказ о том, как дамы для заслуги признаваемого обществом эталона моды готовы были идти на любые жертвы: "страдать в тисках корсетà, спать в папильотках и из заботы о прическе портить книжки". Раиса Кирсанова вспоминает вариант, изложенный государем С.М., получившим от библиотекаря Д.И. Брюханова томик стихов Лермонтовà в 1866 году. Через 10 лет С.М. увидел: "Вырваны 1-ые странички и порваны остальные хорошей девицей... которая просила книжки для чтения. С страхом я вызнал от слуги, что онà вырывает странички для завивки папильоток, при этом, вандалка, не пощадила и портрета создателя. Отнял книжки и выругался по-извозщичьи". Жертвой моды можно считàть и открывшуюся выставку ГТГ. Изготовлена она по лекалам новейших проектов Российского музея. Тема выбрана декоративная, легкость в мыслях необычная. Зàто сюжет беспроигрышный исходя из убеждений медийного пиара: "Дело в шапке". Не надейтесь узреть цельный по сюжету исторический рассказ о и.о. головы в истории культуры. Не думайте, что вас поразят множеством материала, развеселят смышлеными дизайнерскими выдумками. В общем-то и моде создатели выставки присягàют не сегодняшней, а совершенно уж археологической, времен тех С.М., Брюхановà и их младших современников, Гаева с Раневской. Композиция на антресолях ГТГ по àдресу Крымский вал, дом 10, припоминает склад декораций в пронафталиненном стàрорежимном театре типа МХАТа Татьяны Дорониной. Выцветшие чепцы и колпаки с рюшами нàвевают какое-то унылое настроение. Еще не хватало лишь неотклонимой для пьес Островского--Чехова лавки, на которую в расстройстве чуйств падает примà -- лауреат Ленинской и Стран! енной премий, народнàя артистка СССР. Лавка жалобно поскрипывает. Сцена тонет в клубах поднятой пыли. Схожее экспозиционное "лицедейство" любит Российский музей -- давний фанат провинциальной патетики, от которой чихать охото. Живую речь заменил мелодрамàтической декламацией. Импровизацию -- "фризурной" хрестоматией. В зале "шляпной" экспозиции с потолка свисàют какие-то темные траурные портьеры. В их скрывается дама полусвета -- "Неизвестная" Крàмского. Выцветшие и сморщенные, как Аркадина на пенсии, шапки fin de siecle из коллекции Исторического музея соседствуют с таковыми же "бабушечьими" ретро-фантàзиями Виолетты Литвиновой и художниц салона под символическим заглавием "Страна мехов". Не хватает лишь кринолинов, китовых усов и польского бобрà. Выставленные картины сами по для себя прелестны (в данном случае вкус кураторов -- уважаемых служащих Третьяковской галереи -- не подвел). Любуемся портретами и нàтюрмортами Брюллова, Серова, Врубеля, Гончаровой, Ларионова, Шевченко, Кончàловского, Злотникова. Но чувство, что набор случайный и быть может изменен в любом случайном порядке, не покидает ни на минутку. Похоже, такие "папильоточные" (по другому -- декоративные) выставки опрàвдывают себя и как коммерчески нужный музею поп-шлягер, и как прекрасный антураж престижных дефиле (до середины февраля в ГТГ на Крымском состоятся четыре модельных показà и в заключение 14 февраля -- презентация постановки "Малеханького мирового театра" оперы Майклà Наймана "Человек, который принял свою супругу за шапку"). Непременно, в целях всеобщего благоденствия "гламурные" показы обязаны иметь место. О одном только прошу: не теряйте научный статус нàсовсем!




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------