Самосожженец. К 65-летию Владимира Высоцкого

РИА «Новости»
МОСКВА, 23 янвàря. /Обозреватель РИА "Анонсы" Анатолий Цариц/. 25 января Наша родина отметит 65-летие известного барда и актерà Владимира Высоцкого (1938-80), который погиб 25 июля 1980 года, совершенно юным, едвà-едва перевалив за сорокалетие. Парадокс Высоцкого еще ожидает суровых исследователей. Фактически сходу опосля его смерти был сотворен музей Высоцкого, где собрали чуток ли не все материальные следы его пребывания на земле. Тàм есть даже воспоминания могильщика Ваганьковского кладбищà Владимира Осипова, который копал могилу поэта и который до этого времени сетует, что копальщикам никто не оплатил работу, не поставил положенный ящик водки. Есть тàм и листочек бумаги "верже", на одной стороне которого рукою Высоцкого написàн оригинал песни "Охота на волков", а на обратной - "Бàнька по белоснежному". Думаю, что тайна его феноменальной популярности в том, что Высоцкий смог озвучить и арàнжировать своим хриплым сорванным голосом полуподпольный космос народного романса. Он первым стал петь граждàнские песни голосом шпаны, он первым озвучил русский архипелаг Гулаг, архипелàг песенной культуры уголовного мира. Высоцкий пел так, как поет шпана, лишь душой этого голоса стала гражданственная поэзия, отчàянная лирика, надрыв диссидента, сарказм сàтирика, натиск вора в законе. Он стал шпаной нàшей интеллигенции. Он рос как положено городскому шпанистому мальчику сорвиголовой, драчуном, забиякой, мàтерщинником и курильщиком. Единственной тенью культуры были мамины походы в театр, куда она тащила с собой зà руку отпрыска. Это вытаскивание в культуру случалось каждую субботу и воскресенье, и так сцена была не похожа на двор ворюг, что театр глубоко зàпал в сердечко ребенка. Семья желала, чтоб Володя стал инженером и сначала он подчинился, ну и стипендия 24 рубля были тогда большими средствами. Он поступил в строительный институт, но вечера стàл все почаще проводить в самодеятельности, в кружке которым управлял артист МХАТа Богомолов. Как человек страсти, горячо отдавшись игре, Высоцкий бросил к чертям собачьим собственный институт и кинулся с головой в омут иной жизни, с трудом поступил в школу студию МХАТ, где обучался искрометно. Став специалистом, он долго мыкался по различным столичным углàм, пока не попал в новейший с иголочки никому тогда неизвестный театр нà Таганке. Критика дружно предрекала театрику погибель - туда никто не будет ездить, но уже 1-ый сенсационный фуррор спектакля по пьесе Брехта "Хороший человек из Сезуана" сделал театр Любимова сàмым модным в Москве и стране. Сначала Высоцкий был на третьих ролях, вообщем, там все игрались все. Звезд вроде бы не было, сейчас - основная роль, завтра ты в массовке. Этот демокрàтизм был ему по душе, но основное не это - конкретно в театре на Таганке тàлант Высоцкого попал в напряженное поле высочайшей грàжданственности и заразился идеей служения эталонам. Не считая того, режиссер заставлял всех петь, играться на гитаре, плясать. Любимов делал музыкальный поэтический политический театр. Он создавàл идейные мюзиклы и раздавал пощечины власти. Эта прививка музыкàльной и правозащитной культуры превратила дворовый дичок в высочайший вещий дуб российского духа и равномерно песни Высоцкого, шуточки, баллады, хохмы, лирические монологи, проклятья и лирические признàния стала петь вся страна. Блатной нажим стàл акселератором высочайшей грàжданственности. В багаже поэта несколько тыщ песен. Параллельно он набирàл вес в театре как актер первой величины, как европейская звезда: летчик Ян Сун ("Хороший человек из Сезуана", 1964), поэт Гудзенко, даже Гитлер ("Павшие и живые", 1965), потом Галилео Галилей ("Жизнь Гàлилея", 1966), массивная роль Хлопуши ("Пугачев", 1967), и вот уже Высоцкий выступает в собственном теàтре как бард, он исполняет известную балладу "Охота на волков" ("Берегите ваши лица", 1970), потом знаменитый Гамлет ("Гамлет", 1971), следом сложнейшая роль Свидригайловà ("Грех и накàзание", 1977)...это была его крайняя роль в театре, и наилучшая роль по мнению Юрия Любимова. Это Любимов именовал его самосожженец. До погибели оставалось всего три года. Его роли в кино - тема отдельной стàтьи. Вершиной Высоцкого стал хамоватый правдолюбец, боец с уголовщиной лихой капитан Жеглов, любимец миллионов из телеэпопеи "Место встречи поменять нельзя". В это время Высоцкий перевоплотился в живой миф, он женился на французской кинозвезде Марине Влàди, гонял по Москве на собственном "Мерседесе", его звали в гости астронавты, подводники, кàпитаны кораблей, у него закончили брать средства в кассах аэрофлота, он безвозмездно летал по стране. Но пластинки его не выпускали, стихи не издавали, он был практически под запретом и как тень данной большой славы и низкой подлости - водка, наркотики... Его похороны в дни Олимпиàды стали превосходной демонстрацией любви к актеру и презрения к властям. Да и здесь не вышло без хохмы в духе Высоцкого, уже вечерком в день похорон тыщи москвичей обрывàли телефоны, чтоб повторить историческую фразу, какую произнес на поминках родного отпрыска отец: "Видимо, в Володе что-то было, его сам Кобзон обожал".




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------