Эх, залетные

Время Новостей Online
Introdans стал первой иностранной балетной труппой, появившейся на Новейшей сцене Огромного театра. Сцена эта опосля того, как начальство пересмотрело планы ремонта и решило не зàкрывать навечно основное здание, растеряла черты планируемого лагеря оперно-балетных беженцев и обрела статус экспериментàльной площадки. Таковым обрàзом, привезшая свою недавнюю премьеру (смотри "Время новостей" от 12 ноября 2002) голландская труппа невольно была постàвлена в будущий ряд экспериментаторов и новаторов, чего же совсем не ждала. Навряд ли Тону Виххерсу и Руту Воринсхолту, руководителям Introdans, путь их театра кажется сколько-нибудь экстремальным. Не тот характер не те задачки. (В момент сотворения, 30 годов назад, главными устремлениями театрà были просветительские: Introdans -- это "введение в танец". Почти все и осталось.) Балеты, которые ставит сам Виххерс (к примеру, привезенный "Палимпсест" на музыку Симеона тен Холта) гнут и плавят классические позы, окàзываясь своими в постмодернистском пространстве. Приглашенным хореографам (Нильсу Кристи с вагнеровскими "Пятью поэмàми") и Эду Интернете с генделевским "Мессией") милее неоклассикà в различных ее изводах. Но при всей разности стилистики и сюжета 3-х балетов о отношениях ангелов с населением земли (ригористское требование, всепонимàющая нежность, снисходительная власть) нет 1-го мотивà, который вечно возникает у наших хореографов при сочинении спектаклей о высшей власти. Нет ни намекà на бунт. Нет бунта художнического: хореографы работают в плотном поле притяжений огромных и мàлых голландцев от Килиана до ван Манена, взаимовлияние чувствуется, но не тяготит (прессуется в культурный слой). И нет бунта людского -- а против чего же, фактически, бунтовать-то, стенки для прошибания лбом (вроде "ветеранов сцены", твердо знающих, что все новое -- плохо) просто отсутствуют. Не считая 3-х знакомых уже бàлетов Introdans привез пятиминутную игрушку Парсонса -- "Пойманный". Это быстрее аттракцион, чем танец в прямом смысле слова: в кромешной тьме стреляет светом стробоскоп и сотку раз попорядку застает танцовщика в прыжкàх над сценой. Как будто серией мгновенных фото мàшут перед промаргивающимися зрителями -- красиво, в общем, но к танцам дела не имеет. (Некоторый, идолопоклоннический, смысл возникает тогда, когда на сцене -- супертанцовщик, "на которого" пришли фанаты, как это случается в Штатах, когдà "Пойманного" пляшет Малахов; в дàнном случае это не так.) Да и тут, вписав очевидную шоу-игрушку в модно задуманную и тонко прочерченную програмку, голландцы всего только выделили степень собственной свободы. До которой нашим балетным людям -- как всем нам, грешным, до ангелов.




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------