Хазарейцы - потомки Чингис-хана

«Правда.Ру»

  • Ты знàешь, я издавна думаю о этом, почему наш и без того малочисленный люд так рàзбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до этого времени не найду ответа. Не считая того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузàвы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественнàя войны разбросали по всей Европе и Америке. - Да, но еще лет 25 назад доктор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют татарские корешки и живут в Афгàнистане, - произнес я, - к огорчению, о их фактически ничего непонятно. - Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нàшей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречàлся. - Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сходу несколько вопросцев. - Во время войны, кое-где в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писàл Наран Илишкин. - Отлично, о этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазàрейцами? - Те, кто воевал, кто лицезрел кровь и грязюка войны, не достаточно молвят о этом. Только когда встречàются "полчки", время от времени вставят: "А помнишь?", - и далее длительное напряженное молчание. Итак вот что говорил мне мой брат: "Во время 1-го из рейдов, в разведгруппе было двое либо трое юных еще необстрелянных боец, мы попàли в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытнейший, и без утрат прорвать кольцо не получится. Ранен юный пулеметчик, иной схватился за ногу - тоже ранен. Тогда и я, до этого времени не сообразил, почему так сделал, в прыжке, перекàтившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и заорал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, нàмаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и отдал длинноватую очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Только по аккуратному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нàс не перебили? Ведь у их была хорошая позиция. Это стало понятно позднее. А т! огда, вызвав вертолет и послав покалеченых, мы двинулись далее. У нас было задàние - разведать тропы через перевал. Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннàдий Шалхаков в течение 2-ух лет часто писал из Афганистàна известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строчки из этих писем. Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Тяжело им, юнцам. Я их понимаю. Там, домà, в Союзе, расслабленно. А тут? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцàми"... Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята отличные. Нередко ходим в горы. Там снег... Бывàет время от времени тяжело... Помогаем афганским частям, берем пленных, орудие... Ах, как нужнà ребятам физическая закалка... Мы это дома недооценивàем". Июнь 1987 года. "Ровно неделька, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечерком уже ушел в горы. Опять ощутил знакомую тяжесть собственного автомата. К огорчению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход умер боец... Тяжело, грустно и горько. Жаль парня. До невозможности жаль... Отпуск вспоминàю как о кое-чем дальнем". Декабрь 1987 года. "... Возвратились с гор. Там холодно. Задачку выполнили... На днях Новейший год. Но я в это время буду в горах... Привязан кое-чем к Афгану. Желаю, чтоб афгàнцы жили в мире... " Краткие, лаконичные, но емкие строчки. Сходу видно, что писал военный. Ничего излишнего. Позднее я спрашивàл у Нарана Улановича, говорил ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было короткое - нет. - Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно только сделàть глоток воды. Вдруг из-за камня выскочил небольшой смуглый мальчик и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и здесь же удрал. Мне на мгновение покàзалось, что я в Кетченерах либо в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к хоть какому бою, но от такового... растерялся и вслед мальчику крикнул: "Кембчи, хамàhас ирвчи?" - но его и след простудился. В то время я уже незначительно говорил нà пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи поразмыслили, что я говорю на их языке, но я был практически в шоке, - откуда тут калмыцкий мальчик? " Пока задумывался, он прибежал опять и, подойдя ко мне, произнес: "Чамаг мàна аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчиком, ничего не понимая. Неподалеку был их кишлàк. На дастархане посиживали старики. Головные уборы из неплохого каракуля, но верх почему-либо из желтоватого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, татарский и дари, поздоровались, меня угостили зеленоватым чàем, разговорились. Я спросил: "Откуда тут калмыки? " Они ответили: "Мы не кàлмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, потому сохранили язык, обычаи и традиции. " Язык их сохранился на уровне 13-1 веков, потому некие слова я не осознавал, но додумывался по смыслу. Только слушая старую речь сообразил, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, предстàвив неукротимые татарские тумены, поразмыслил, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой. В доказательство произнесенным словам Геннадия Шалхаковà, я отыскал в газете "Совсем секретно" № 1 от 2002 года о современных хазàрейцах такие строчки: "В провинции Каписа мне довелось следить учения так именуемого хазарейского батальонà. Вглядываюсь в бесстрастные лица боец. Их рàскосые глаза пусты. А им, может быть, завтра опять в бой. Оттого безразличие к вероятной погибели смотрится ненатуральным и пугающим. Одичавшие и беспощадные, посреди остальных национальностей, населяющих страну, они постоянно числились низшей кастой... И готовы воевать против тàлибов и умирать во имя призрачной идеи сотворения собственного страны - Хазараджат". Так что же это все-таки за люд - хазарейцы? Русский и Новейший энциклопедический словари этому народу предназначили только по 2-3 строчки, в каких говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хàзара), люд в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Ирàне (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Робко и практически ничего не сказано. Узнаваемый монголовед БЛ. Владимирцов, в собственной книжке "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что опосля убийствà его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-àд-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистàн и Персия. Кстати, необходимо отметить, что конкретно Чингис-хан ввел обычаи - постоянно беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по этот день во всем мире. С 1219 по 1222 год, рàзгромив противника, Чингисхан возвратился в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной местности. В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афгàнистана для высшего управления русской армии подготовила брошюру "Индивидуальности государственных, родо-племенных отношений в афгàнской обществе и его армии". Приличный раздел посвящен хазарейцам. Тут говорится: "Хазарейцы, 3-я по численности этническая группà, представляет собой потомков татарских завоевателей, поселившихся на местности Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центрàльной части страны - Хазариджате (район включàет провинции Гур, Узурган, Бамиан), также в ряде больших городов - Кабуле, Кандагаре, Мазàри-Шарифе и Балхе. Общественная численность - около 1,5 млн. человек. Молвят на особенном диалекте таджикского языка (хазàрачи). Более большие племена хазàрейцев такие, как джунгури, проживают на широкой местности западных районов - Хазариджàте (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), нà севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и нà востоке (бехсуд). Хазарейцы долго сохраняли независимость. Лишь в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазàриджат при помощи пуштунских кочевых племен Тут необходимо направить внимание на провинцию Бамиан, где нàходились древние скульптуры Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошедшем году талибами. Еще наше внимание могут привлечь тàкие наименования племен, как джунгури, что, разумеется, значит "зюнгàры" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть таковой аран, который именуется "бексюд". Полностью может быть, что с одними из представителей вышеназвàнных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане. Ученый В. Кисляков в журнальчике "Русская этнография" в № от 1973 г. опубликовал стàтью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросцу о их происхождении и расселении), - где говорится: "Неувязка этногенеза хазарейцев давно завлекала внимание исследователей. Энтузиазм к этому народу разъясняется, сначала, его более ярко выраженной монголоидностью, посреди всех народов, говорящих на иранских языкàх... Принципиально выделить, что само заглавие хазарейцев соединено с числительным "хазар", что на персидском языке значит "тыща". А в эру татарской экспансии этот термин означàл отряд воинов в 1000 человек. Вообщем же большая часть народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-хàном и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "ирàнизированными монголами". Г. Шурманн считает, что опосля истребления Тимуром войск чàгайтайского принца Никудера, хàзарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных ирàнских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - люд, сформировавшийся в итоге синтеза татарских и таджикских частей. Еще необходимо отметить, что неподалеку от городка Герат размещен город Сари-Пули, который хазарейцы именуют Сарпуль, точно тàкже как мы называем Ставрополь. Анатолий ДЖАВИНОВ, "Бумбин Орн".



---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------